← Вернутся в термины

Морской Коносамент (bill of lading, B/L, BOL)

В первую очередь это товаротранспортная накладная, то есть документ, который выдается перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. При этом в пути следования, грузоотправитель может вносить изменения в данные, например, поменять грузополучателя.

Какие данные содержит в себе данный документ:

  • Данные отправителя (Shipper)
  • Данные получателя (Consignee)
  • Данные стороны, которую необходимо уведомить (Notify Party)
  • Информация о месте передачи груза (Place of Receipt)
  • Порт погрузки (Port of Loading)
  • Порт прибытия/перегруза (Port of Discharge), также указывается место прибытия (Place of delivery) и конечное место выгрузки (Final Destination). Такая разбивка обуславливается тем, что маршрут следования из одного порта до другого может быть не на прямом судне, и в процессе логистики возникают порты перегруза. Также в крупных портах может быть несколько возможных контейнерных терминалов прибытия.
  • Помимо этих данных коносамент содержит информацию о типе и номере контейнера, номере пломбы, веса брутто (gross weight), объеме груза (Measurement)
  • У коносаментов всегда есть дата и номер, бланк на котором распечатывается всегда по форме морской линии

Коносаменты бывают нескольких видов:

1. Общее деление:

  • Оборотный (англ. назв. термина – negotiable bill of lading) – коносамент, свидетельствующий о том, что его владелец получает в полное распоряжение товар еще не прибывший в порт, то есть находящийся в пути. Такой вид документа о грузоперевозке можно заложить в банк, продать или купить. Во время оформления такого документа ставится запись "Приказу имярек". К оборотным коносаментам также относят ордерные и предъявительские.
  • Необоротный (англ. назв. термина - non-negotiable bill of lading) – коносамент, по которому получатель груза/товара определяется заранее и не передает свое личное право на его получение 3-му лицу.

2. От того, кто будет получать товар/груз, коносамент может быть:

  • Именной (англ. назв. термина - straight bill of lading) – получатель является юридическим лицом, на имя которого оформляется документ
  • Ордерный - (англ. назв. термина - to-order bill of lading) – отправитель или получатель могут сами определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя») 3-е лицо, которому будет передан коносамент. В этом случае ставится передаточная надпись (индоссамент).
  • Предъявительский (англ. назв. термина - bearer bill of lading) – в порту назначения товар передается предъявителю документа

3. В зависимости от вида/типа перевозки:

  • Линейный (рейсовый) коносамент (англ. назв. - liner bill of lading). Документ оформляется тогда, когда судно, на котором будет перевозиться товар, идет по определенному расписанию, останавливаясь в определенных портах и причалах.
  • Фрахтовый или чартерный коносамент (англ. назв. - chartered bill of lading). Документ оформляют для перевозок, которые осуществляются нерегулярно. Их еще называют трамповыми морскими перевозками. Оформляется коносамент согласно договору фрахта, сторонами которого выступают грузоотправитель или фрахтователь, а также перевозчик – фрахтовщик. Последний за определенную плату предоставляет грузоотправителю часть или все судно, или несколько судов для одного или нескольких рейсов для транспортировки груза.

4. В зависимости от того, есть ли у грузоперевозчика пояснения по количеству и качеству товара или замечания отсутствуют, коносамент может быть:

  • «Чистый» (англ. назв. clean bill of lading) – когда упаковка не повреждена и сам товар не испорчен. Общее качественное и количественное состояние товара соответствует информации в коносаменте.
  • «Не чистый» (англ. назв. claused bill of lading) коносамент – это документ с оговорками, который оформляют, если обнаружены дефекты на таре или упаковке товара, или есть другие замечания по части качества груза.

5. В зависимости от общей схемы перевозки:

  • Прямой коносамент (англ. назв. direct bill of lading) – документ, который оформляют в том случае, если доставка груза осуществляется из одного порта до другого.
  • Сквозной коносамент (англ. назв. through bill of lading) – документ, оформляющийся по мультимодальной схеме перевозки. Это значит, что товар будет перегружаться из одного транспорта в другой, где морская перевозка занимает лишь часть маршрута следования груза.

6. В зависимости от сроков доставки товара от продавца грузоперевозчику оформляется:

  • Бортовой коносамент (англ. назв. shipped on board bill of lading) – документ, который оформляют, если груз уже перегружен на судно.
  • Коносамент для погрузки/разгрузки на борт судна (англ. назв. received for shipment) – документ оформляют на груз, который предназначен для погрузки на судно, но еще не погруженный и находится под охраной.


Отправить запрос